Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма

Опубликовано 10 апреля 2017 в 18:02

Памятка родителям "Безопасность детей"

План работы по предупреждению дорожно-транспортного травматизма на 2017-2018 учебный год

Паспорт дорожной безопасности образовательного учреждения государственного бюджетного дошкольного учреждения детский сад №104 Выборгского района Санкт-Петербурга

Детям и родителям о безопасности на железной дороге

Повторение - мать ученья!

Дети и родители по-разному ведут себя на дороге. Взрослые, например, сразу могут представить себе возможные опасности, а дети – нет. В этом процессе все важно: и эмоциональное состояние ребенка, и знания, полученные от родителей. Об особенностях восприятия детьми дорожно-транспортной ситуации корреспондент Н. Кудряшова побеседовала с психологом Алексеем Гущиным. Здесь мы приводим некоторые выдержки из этого интервью.

- Скажите, как развить способность быстрого принятия решения детьми на дороге?

- Эту способность нужно развивать через опыт. Тут можно использовать игры с моделированием ситуаций. Именно в такой форме правила и нормы запоминаются лучше и не воспринимаются детской психикой как насилие. Игры – это и знания и опыт. Например, в группе детского сада, на игровой площадке или дома создать вымышленный перекресток и распределить среди детей и взрослых роли пешеходов и автомобилистов. Заранее договориться с детьми, что автомобилисты будут не всегда выполнять правила: могут проехать на красный свет или не пропустить пешеходов при переезде импровизированной зебры. А пешеходы пусть решают сами – нарушать или идти по правилам. Таким образом, время от времени будут происходить стычки пешеходов и автомобилистов. Автомобилисты должны бегать для того, чтобы ощущались столкновения. Ничего страшного в этом нет – дети потолкаются с удовольствием, однако запомнят на телесном уровне, что от невнимательности и нарушений правил можно испытать пусть слабую, но боль. А также они смогут научиться быстро реагировать и получат опыт уклонения от опасности. И только после этих игр должна быть уже реальная практика – переход вместе с родителями через дорогу по светофору и без светофора.

- Чем отличается оценка ситуации на дороге взрослыми и детьми?

- Чувство страха у детей менее развито, оттого и оценка ситуации менее критическая. Поэтому, объясняя важность соблюдения правил дорожного движения, надо не только использовать мягкие формы объяснения, но и подкреплять их достаточно утрированными и наглядными картинками, которые будут показывать результаты нарушения этих правил. Только примеры надо подбирать соответственно возрасту, чтобы не нанести ребенку психологическую травму. Есть еще один момент – у некоторых взрослых чувство страха развито чрезмерно, от этого их восприятие бывает чересчур паническим. Объяснение такими взрослыми детям правил поведения на дороге может быть даже вредно – у малышей может развиться панический страх дороги.

- Кто для детей может быть авторитетом для определения своего поведения на дороге?

- Кто угодно, но пример родителей воздействует гораздо глубже. То, как они ведут себя на дороге, как они объясняют детям, почему нужно переходить дорогу на зеленый свет. Тут важно именно разъяснять, а не отмахиваться «потому что я так сказал». Важно понимать, что вопросы дети могут задавать много раз, они по своей детской природе «почемучки». И каждый раз нужно спокойно объяснять. Дети усваивают информацию именно от повторения. Вспомните, например, сказку «Колобок» или любую другую. Во всех сказках идет цикличное повторение определенной информации, поэтому она и усваивается детьми.

- Скажите, а с какого возраста надо начинать учить детей правилам дорожного движения?

- С того момента, как они начинают с этой опасностью сталкиваться. То есть когда ребенок начинает доставать ножницы, надо показать что это может быть и опасно и с ножницами надо быть очень аккуратным. С дорогой так же – ходите с ребенком через дорогу, объясняйте цвета светофора, пусть запоминает, на какой свет надо идти. Если вы едете на машине, объясняйте, почему остановились на красный свет – покажите ребенку, что в это время пешеходам зеленый. Важно помнить, что если ребенок понял сейчас, это не значит, что он это вспомнит завтра. Готовьтесь объяснять ему правила поведения на дороге еще и еще раз.

- В чем главная сложность? Почему дети не соблюдают правила, нарушают, балуются и что с этим делать?

- Сложность в том, дети живут в настоящем, не в прошлом и не в будущем. Они не анализируют и не строят вероятности наступления тех или иных событий. И если у них сейчас игра – значит игра, мыслей о безопасности у них в голове нет. Что надо знать и помнить родителям? Дети не могут долгое время концентрировать внимание. Поэтому, если вам до дороги еще далеко, а вы уже начинаете заставлять ребенка быть внимательным, есть высокая доле вероятности, что его внимательность на подходе к дороге уже закончится и сил на нее уже не будет. Поэтому смотрите на своего ребенка, изучайте скорость его включения в игру и выключения из нее, подбирайте подходящие для него промежутки времени и методы обучения правилам. В том числе и правилам дорожного движения.